Сапожки для точеной ножки > ЧитаРики
ЧитаРики    

Сапожки для точеной ножки


Сейчас нам трудно представить жизнь без сапог: ни на улицу не пойдешь, ни в лес, ну ни-ку-да! Говорят, что предки наши носили только лапти, но это не правда, потому как кожаную обувь на Руси умели шить еще в языческие времена.

Конечно, и в лаптях ходили. Обувка-то эта страсть какая удобная, да и не слишком затратная – чай, бересты в лесу много.

Как все начиналось

Но кожаная обувь все же ценилась больше, чем лапотки. Естественно! Ведь она была подолговечней, ну и попрестижнее. Ремеслом этим занимались кожевники, в подмастерьях у них ходили мальчонки, которые при умелых руках да приметливых глазах вскорости обгоняли в мастерстве своих учителей. Кроили кожаную обувь одинаково на правую и левую ногу, а уже потом владелец пары обувкиной разнашивал ее, как хотел. Ну, а она принимала форму его ножек.

Страсть как прилюбливали кожаную обувь женщины-купчихи. Для них руками мастеровитых кожевников она украшалась бусинками, вышивкой. Делались в коже прорези, в которые вплетались тонкие ремешки, тесьма и так создавались неповторимые узоры. Так что женщина и в древности была женщиной – без красоты жить не могла.

Черевички, башмаки, а потом уж сапоги

Самой простой кожаной обувью были поршни. Поршни делали из цельного куска кожи, стягивали по краю ремешком, а к ноге они крепились либо с помощью веревки, либо ремешков. Ну а уж потом начали на Руси делать башмаки. Они отличались от поршней тем, что имели такую немаловажную и хорошо знакомую нам деталь, как подошва. Башмаки кроили из толстой части кожи, которую брали с хребта, а уж сам верх был из более эластичной, мягкой кожи – ее брали с черевов (брюшины).

Вот откуда пошло название черевики, ну а женские назывались изящнее – черевички. А уж какими моднячими были башмаки у наших предков! Остроносые, плотно облегающие, с длинным ремешком, которым оборачивали ногу несколько раз. Поэтому башмак «сидел» прочно.

Украшения и ограничения

И уже позднее кожевники стали шить сапоги кожаные, но носили их только в городах. Горожане ходили в сапогах и стар и мал, и мужчины и женщины, и бедняки, и богачи. Крестьяне же в деревнях зимой носили валенки-катанки, ну а остальное время года обходились все теми же лапоточками.

У сапог было невысокое мягкое голенище и довольно жесткая подошва. Но без бересты и тут не обошлось. Ее часто вкладывали в задник голенища, чтобы придать сапогам форму. И женки опять перещеголяли мужскую половину! Их сапожки отличались вышивкой, тесьмой, украшениями. Причем чем больше всяких прибасулек, тем богаче их обладательница. Так-то вот! Раньше смотрели на ноги, а потом уж в глаза.

В конце XVIII-го века кожаные сапоги уже стали привычной обувью для горожан, а вот для деревенских жителей они все еще были мечтой. Конечно, в деревнях сапоги уже начали шить те, кто позажиточнее, но в основном из простой кожи. Сшивали же сапоги для крепости «варными» (проваренными в воске) нитками. Пришла в деревню и мода на пошив на колодке, но тут было много всяких условностей.

Например, считалось грехом носить сапоги, шитые на косой колодке, и подбитые железными гвоздями. Такие дозволялось носить только скоморохам. Простой люд шил сапоги на прямой колодке и подбивал березовыми гвоздями. (И тут березонька пригодилась, как видите!). А еще стариками велено было напрочь забыть про каблуки: «Мы же люди, а не кони, чтобы коваными ходить», - говаривали они.

Сапоги с «морщыной»

Самые первые морщинистые сапоги были сшиты неправильно, заморщились. А вот поди ж ты, брак ввел новую моду. Причем сапоги с «морщыной» стоили дорого, и чем больше этих самых морщинок, тем престижнее, тем дороже сапоги.

Купцы-то да бояре их, бывалочи, считали друг у друга, и доходило до девяти «морщын». Поверх этих морщин были лаковые голенища – их тоже уже сапожники (так теперь стали называть кожевников) научились делать. В моде стали сапоги с тупым носком и высокими каблуками.

Надо сказать, что все-таки сапоги не были повседневной обувью. На каждый день шились башмачки. Сапоги же обычно заказывались к свадьбе, обязательно с двумя парами кожаных галош. И надевались они только по праздникам и, бывало, одни-разъединственные сапоги носил человек всю жизнь. Богачи таких дразнили: «Сапоги с калошами, во дворе нет лошади». Сапоги, в самом деле, по цене были равно коню. Ну а позднее появились боты, полуботы, которые шились уже с суконной либо меховой подкладкой, а верх, конечно, украшали. В ход шла вышивка, тесьма, цветные бусинки.

Совсем недолго просуществовали «смазные» сапоги. Шились они из кожи юфти, а чтоб не промокали да цвет имели «шибко баский», смазывали чистым дегтем. Оттого и «смазкие».
В XIX-м веке уже появились обувные мануфактуры – фабрики, где шили кожаные сапоги. Ну, а мы теперь без сапог просто даже жизни не представляем, правда? А уж одной-то парой да на всю жизнь разве обойдемся?



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Быть мамой — это быть целым миром для маленького человека. Это невероятные ощущения. С одной стороны это вдохновение и счастье, с другой — колоссальная ответственность. Ответственность в первую очередь за себя, за свои чувства, за то, какие отношения я строю со своими детьми.
Виталина Скворцова-Охрицкая