Медлительный ребенок или «Быстрее, копуша!» > ЧитаРики
ЧитаРики    

Медлительный ребенок или «Быстрее, копуша!»


В детстве я была очень медлительным ребёнком. Знаете, что мне больше всего запомнилось с тех пор? Раздражение. Ведь медлительный ребенок раздражает всех: родителей, воспитателей, учителей.

И моя личная просьба ко всем, кто общается с медлительными детьми: не показывайте своего раздражения! К сожалению, мы от этого не убыстряемся, а только ещё больше тормозимся.

Медлительные дети и так всегда находятся в ситуации ограничения времени, а если ещё и постоянно слышат: «Ну ты и копуша! Ты можешь поживее?»— жизнь мёдом совсем не кажется.

Нет, не может он поживее. Это его особенность. И копается он вовсе не вам назло, а потому что такой уж уpoдился. У каждого ребёнка, подвижного или медлительного, его личный темп определяется в основном врождёнными особенностями, типом его нервной системы. Есть высокие люди, есть низкие. Вот точно так же есть подвижные, есть медлительные. Вы же не будете ругать ребёнка за то, что он низенький и вырасти не может.

С первым правилом мы определились: разговаривайте с ребёнком спокойно, без упрёков и понуканий. И уж тем более без оскорблений. Доброжелательность принесёт гораздо больше плодов, чем раздражение.

Правило второе: не спешите! Вы же знаете, сколько времени уйдёт у ребёнка на одевание, умывание и завтрак. Да, больше, чем у вас или у его младшего брата. Так разбудите пораньше, пусть он сделает свои дела в удобном для него ритме. Чтобы почувствовать, каково ему жить в вашем ритме, встаньте на полчаса попозже и попробуйте успеть сделать все дела до работы. Ну как? Получилось? В детском саду предупредите воспитателя, что ребёнка нужно чуть раньше отправлять одеваться или умываться.

Тут есть ещё один момент: он действительно медлительный ребенок или просто неорганизованный и малость ленивый? Может, ему удобно просидеть полчаса на кровати, а потом мама сама быстренько его оденет? Хочу отметить, что в этой статье речь идёт именно о медлительных детях. Медлительный делает, но не успевает. Ленивый не делает, потому и не успевает.

Правило третье: порядок во всём! Такому ребёнку гораздо проще, если в повседневных делах есть чёткая последовательность. Если он давно и твёрдо знает, что, как и за чем, он действует быстрее. Медлительные дети вообще не любят перемен в жизни.

Правило четвёртое: позитив! Позитивный настрой, игровая ситуация захватывают ребёнка и невольно заставляют «ускоряться». Мальчишкам нравится соревнования, а дeвoчкам перевоплощение в белочку, зайку, принцессу. Не давайте ребёнку заданий, которые занимают много времени. Он быстро устанет. 15—20 минут — и переменка. И пусть задание будет только одно. Если вы проговорите скороговоркой: «Переоденься, прибери игрушки, почисти зубы, найди книжку», можете быть уверены, что половину он забудет.

Медлительные дети сложно переключаются с одного занятия на другое. Если вам нужно пойти гулять, а ребёнок играет, предупредите его заранее.

Игры-занятия для ребенка

Но соблюдения одних правил недостаточно. Родители должны выделить время для специальных занятий-игр. Это не так уж и обременительно, при ежедневных занятиях достаточно 10—15 минут.

Самым благоприятным периодом для тренировки свойств подвижности является возраст с 4 до 6 лет. У трёхлетних результаты тренировок были незначительными, и заметно меньшими они были у семилетних ребятишек. Именно с 4 до 6 лет идёт очень энергичное созревание биохимических механизмов нервной системы, а в связи с этим и формирование свойств нервных процессов. Именно в это время родителям и педагогам нужно уделить как можно больше внимания работе с медлительными детьми.

Тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна, использование предельных скоростей эффективнее, но приводит к утомлению. Наиболее успешно работа по тренировке скорости двигательных реакций у детей идёт с использованием приёма, когда имеются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причём время от времени даются и предельные скорости движений.

Вот примеры таких игр. На их основе вы можете подобрать другие игры.

Игры со сменой темпа движений.

Ходьба — бег — ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку, или при смене темпа музыкального сопровождения.
Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения. Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.

Игры с максимально быстрыми движениями.

Раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10х10 см и карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.

Обмоталочки (народная игра). Берётся длинная верёвка, более 5 м, середина её помечается узлом. Игроки встают по разные стороны верёвки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы верёвки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьём поясе окажется узелок.

Цветочный волчок. Каждый ребёнок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза…).
Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка:
— Ромашка!
— Я! — отзывается «Ромашка» и быстро подкручивает волчок.
Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка.
Кто не успел отозваться или у кого упал волчок — выходит из игры.

В эти игры могут играть как несколько детей, так и взрослый с ребёнком.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Быть мамой — это быть целым миром для маленького человека. Это невероятные ощущения. С одной стороны это вдохновение и счастье, с другой — колоссальная ответственность. Ответственность в первую очередь за себя, за свои чувства, за то, какие отношения я строю со своими детьми.
Виталина Скворцова-Охрицкая