Необучаемость ребенка в школе - причины, почему это происходит > ЧитаРики
ЧитаРики    

Необучаемость ребенка в школе - причины, почему это происходит


Если ребёнок испытывает огромные трудности с учёбой: делает ошибки при письме, плохо считает, не спешите обвинять его в лени и невнимательности.

Есть понятие «необучаемость ребенка в школе», но пусть оно вас не пугает. Необучаемость не значит, что ребёнок не сможет учиться. Это означает, что вам надо уделить ему больше внимания.

Необучаемость — это несоответствие интеллекта и навыков, то есть о фактическом развитии ребёнка она не говорит. Напомним, что такой диагноз ставили в своё время А. Эйнштейну и У. Черчиллю.

Количество необучаемых детей составляет 5 % от общего числа школьников. Проявляется необучаемость уже в раннем детстве. Ребёнок начинает говорить позже сверстников, с трудом набирает словарный запас. В детском саду такой ребёнок часто путает простые слова, коверкает слова, делает грубые ошибки при чтении, письме и счёте, тяжело осваивает новые навыки, не умеет планировать свои действия, страдает плохой координацией движений.

В начальной школе необучаемый ребёнок плохо запоминает материал, с трудом заводит друзей, получает плохие оценки. Трудности с учёбой могут быть трёх видов.

  1. Дислексия — нарушение чтения. Дислексикам трудно читать, произносить и воспринимать речь, а также выражать свои мысли.
  2. Дисграфия — расстройство письма, неспособность усвоить простейшие правила языка.
  3. Дискалькулия — сложности при счёте, непонимание математических правил.

Психологи отмечают у детей также расстройство координации (ребёнку трудно раскрашивать картинки, завязывать шнурки, вырезать и т.д.). Даже учась в среднем звене, необучаемые дети плохо запоминают, медленно делают задания, избегают всего, что связано с чтением и письмом, не могут понять прочитанное, особенно абстрактный материал.

На сегодняшний день известно, что необучаемость — не черта характера, не вина ребёнка, это следствие неправильной обработки информации мозгом.

Не так всё просто

Единой причины необучаемости не существует. Безусловно, играют роль генетические особенности. Вероятно, что у кого-то из близких родственников ребёнка были аналогичные трудности.

Другая предпосылка — особенности функционирования мозга. Чтение и восприятие информации на слух — не такие уж простые процессы. Быстрый и точный анализ звуков — залог успешного обучения.

Этот анализ происходит во внутреннем ухе — улитке. Если на этом начальном этапе начинается сбой, появляется дислексия. Например, некоторые звуки имеют похожие частоты — «Б» и «П», «Д» и «Т». Дислексику трудно различить эти звуки.

Чтение требует синхронной работы глаз и ушей. Ребёнок видит буквы, его уши идентифицируют соответствующий звук (даже если он читает про себя). Глаза идут от буквы к букве, а улитка переводит буквы в звуки. Обе эти операции должны происходить синхронно. Если промежуток времени между операциями увеличивается, глаза и уши работают не слаженно. Буква без звука остаётся немой, в мозге не появляется её значение.

Есть ещё одно условие. Все люди имеют доминантное ухо — правое или левое. «Правши» анализируют информацию быстрее, чем левоухие. Соответственно и обучаются они легче. Почему? Правое ухо связано с левым полушарием, в котором происходит обработка языка. Если лидирует левое ухо, то информация попадает сначала в правое полушарие, где нет языкового центра, и затем переправляется в левое. Информация поступает к таким людям с опозданием и не полная — высокочастотные компоненты (те, что нужны для различия «Б» и «П») теряются «по пути».

Успех возможен!

Интеллект у необучаемого ребёнка может быть выше среднего. Просто ученик не может овладеть навыками, необходимыми для успешной учёбы в школе. Но важнее не оценка, а истинное развитие ребёнка. Поэтому ни в коем случае не внушайте ученику, что он неполноценный и никогда не достигнет успеха.

Обследование при необучаемости включает:

  • медицинский осмотр ребёнка, чтобы исключить расстройство слуха и зрения;
  • беседу с ребёнком, наблюдение за его поведением;
  • психологическое тестирование;
  • оценку речевого развития, заключение логопеда;
  • оценку развития мелкой моторики, мышечного тонуса и координации движений.

После проведённых мероприятий медико-педагогическая экспертиза выносит заключение и даёт рекомендации по коррекции необучаемости. Коррекционные классы есть сегодня в каждой школе. В таких коллективах у ребёнка не возникает отчуждённости от сверстников. Победить необучаемость можно, но нагрузка должна быть посильной.

Такому ребёнку нужно особое внимание со стороны родителей. Помогут специальные программы обучения, адаптированные к способностям детей в зависимости от проблемы. Наука постоянно изучает работу мозга, появляются методики, улучшающие процесс обучения. Например, недавно учёные открыли нейропластичность — это природная способность мозга преобразовывать клетки в ответ на опыт и обучение. Мозг можно и нужно тренировать.

Очень эффективен метод Томатис. Это особые аудио-вокальные тренировки, которые могут научить отчетливо слышать звуки. Со временем ребёнок может преодолеть свои недостатки и с успехом догнать и даже перегнать сверстников.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Быть мамой — это быть целым миром для маленького человека. Это невероятные ощущения. С одной стороны это вдохновение и счастье, с другой — колоссальная ответственность. Ответственность в первую очередь за себя, за свои чувства, за то, какие отношения я строю со своими детьми.
Виталина Скворцова-Охрицкая