Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей - СДВГ > ЧитаРики
ЧитаРики    

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей - СДВГ


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это достаточно распространенное поведенческое расстройство в детском возрасте, которое характеризуется комплексом симптомов: нарушениями внимания, гиперактивностью, импульсивностью.

По данным медицинской статистики, СДВГ встречается у 3-5% детей, ему чаще подвержены мальчики, чем дeвoчки. Симптомы СДВГ приводят к нарушениям социальной адаптации. Эти нарушения могут проявить себя в различных ситуациях игры и общения, в обстановке дома и детского сада. При этом уровень развития интеллекта ребенка, как правило, соответствует норме.

Данное нарушение встречается в трех вариантах:

  1. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  2. синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  3. синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Чаще всего встречается первый вариант заболевания, второй по распространенности – невнимательность без гиперактивности, который в наибольшей степени характерен для девочек и отличается тем, что ребенок в течение дня периодически «витает в облаках».

Симптомы СДВГ проявляются ярко с 3-4-х лет и до 7. Как правило, при своевременно начатой коррекционно-педагогической работе диагноз может быть снят в достаточно короткие сроки (специалисты в области дефектологии называют сроки от 1 до 2 лет).

Диагностические критерии, на которые родителям стоит обратить внимание таковы:

  • Ребенок не может сосредоточиться на деталях.
  • Допускает массу ошибок по невнимательности.
  • Не способен вслушиваться в обращенную речь.
  • Не способен доводить задания до конца.
  • Ребенок не обладает организаторскими способностями.
  • Отрицательно относится к заданиям, требующим умственного напряжения.
  • В процессе выполнения задания теряет необходимые предметы.
  • Постоянно отвлекается на посторонние раздражители.
  • 3абывчив.

Если хотя бы 6 из 9 предложенных признаков сохраняются в течение 6 месяцев, если в возрасте ребенок не умеет играть в спокойные игры: бросает одно занятие и начинает другое, не закончив которого, переходит к следующему, не может усидеть на месте, беспрестанно двигает руками, ногами, вскакивает со стула, много и быстро говорит -родителям стоит обратиться к специалистам для обследования.

Если же семилетний гиперактивный ребенок поступает в общеобразовательную школу, у него возникают проблемы в плане обучения и общения со сверстниками: предъявляемые ребенку новые правила и требования школы ставят его в тупик, а неумение общаться и «вести себя прилично» награждает такого шустрого ребенка ярлыком «трудного». Кроме того, проблемы могут начаться и по причине нарушений внимания, трудностей, связанных с усвоением новых знаний и поведенческих линий.

Диагностика СДВГ

Диагностика СДВГ проводится только специалистами, на основании различных методик дефектологи, психологи, неврологи и другие специалисты могут поставить диагноз.

Современные подходы к лечению СДВГ предполагают медикаментозное и немедикаментозное направления. Сторонники немедикаментозного направления уверены, что оптимальным является комплексная работа по устранению симптомов заболевания: массаж, лечебная физкультура и мануальная терапия позвоночника восстанавливают мозговое кровообращение, расслабляет напряженные мышцы, успокаивает.

Кроме того, педагоги предлагают семьям, воспитывающим такого особого ребенка комплекс мер по коррекции поведения.

Во-первых, ребенку с СДВГ необходима спокойная атмосфера в семье, понимание того, что родители его любят и принимают таким, какой он есть.

Во-вторых, медики и психологи должны помочь родителям разобраться в причине отклонений в поведении и обучении, научить ребенка и семью избегать конфликтных ситуаций.

В-третьих, в комплекс терапии обязательно должен включать в себя коррекционные занятия, направленные на формирование навыков социального взаимодействия (в семье, в группе сверстников). В этом же плане обязательно должна проводиться коррекция плана школьного обучения, когда педагог, учитывая личностные особенности ребенка, подает материал в особой форме, таким образом, достигая благожелательной атмосферы на уроке. Игровой метод обучения для таких детей практически всегда оказывается успешным, потому, что ведущей деятельность для детей 4-7 лет является игра, а значит, именно в игре ребенок может почувствовать себя успешным.

Нацеливаем ребенка на успех

Для ребенка с СДВГ очень важна ситуация успеха: ребенок чувствует, что очень часто он делает что-то неправильно, не так, постоянно сравнивает себя с другими детьми и видит, что не только он, но и его сравнивают с другими детками. Зачастую это сравнение не в его пользу, если такому ребенку постоянно в раздраженной манере говорить о том, что он «не такой», возникнет характерная реакция, которая может выразиться в неадекватных эмоциональных проявлениях, повышенной возбудимости или беспричинной обидчивости. Вот почему взрослым (родителям, воспитателям, учителям) важны, терпеливое отношение и поддержка, верная тактика наказаний и поощрений.

Итак, если ваш любимый малыш отличается гиперактивностью, следует в процессе воспитания и обучения руководствоваться некоторыми правилами:

  • Первое. Не ожидайте всего и сразу. Начинайте работу с тренировки одной познавательной функции, например, только внимания. Терпеливо относитесь к постоянным движениям ребенка: одергивая, делая замечания, вы просто переключите внимание с процесса обучения на процесс контроля поведения.
  • Второе. Начинать работу по коррекции поведения можно только в игровой форме и только после формирования познавательных функций (внимания, мышления, памяти).
  • Третье. В процессе игровой деятельности, обучения старайтесь избегать переутомления. С этой целью переключайте ребенка с одной деятельности на другую, но не часто. Хорошо соблюдать режим дня, наладить спокойный сон и доброжелательную обстановку в доме.
  • Четвертое. Взрослым стоит четко продумать запреты и ограничения. Родители в своих требованиях должны быть последовательны: если что-то запретили однажды и уверены, что это нужно запретить, в похожей ситуации следует так же стоять на своем. Кроме того, взрослым следует помнить о том, что гиперактивный ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.
  • Пятое. Начинать коррекционную работу необходимо индивидуально. Необходимость такой последовательности объясняется тем, что ребенок с СДВГ не может сосредоточиться на взрослом, если рядом есть ровесник, кроме того, в силу эмоциональных особенностей такой шустрик может спровоцировать конфликт.
  • Шестое. Игровая деятельность, направленная на коррекцию, должна включать в себя не только задания, направленные на формирование социальных навыков, но и на развитие внимания, на релаксацию, на формирование эмоционально-волевой сферы.

Только так: в атмосфере добра, в совместной работе педагогов, родителей, докторов эффект может быть достигнут раньше и в максимальной степени. Удачи вам, дорогие родители, в нелегком деле воспитания вашего особого любимого ребенка!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Быть мамой — это быть целым миром для маленького человека. Это невероятные ощущения. С одной стороны это вдохновение и счастье, с другой — колоссальная ответственность. Ответственность в первую очередь за себя, за свои чувства, за то, какие отношения я строю со своими детьми.
Виталина Скворцова-Охрицкая