Ребенок не хочет учиться или как родители могут лишить мотивации. Первая часть > ЧитаРики
ЧитаРики    

Ребенок не хочет учиться или как родители могут лишить мотивации. Первая часть


Ребенок не хочет учиться или как родители могут лишить мотивации. Первая часть

Мы начинаем цикл статей о подготовке детей к школе, о том, что делать, если ребенок не хочет учиться. В этих статьях будет рассмотрена система педагогической деятельности, которая заключается в том, чтобы дети хотели учиться сами, а родители им в этом помогали, а не лишали мотивации к учебе - к сожалению, так случается довольно часто.

Один из самых распространенных запросов родителей к психологу – «ребенок не хочет учиться». Чаще всего это, конечно, относится к школьникам, но бывает, что родители обращают внимание на нежелание чему-либо учиться еще до школы. Одна мама жалуется: «Дочка совсем не любит играть в развивающие игры: пазлы не складывает, в конструктор не играет, даже с игрушками не сильно-то возится». Начинаем разбираться подробнее, почему ребенок не хочет учиться и выясняется, что ребёнку отбила охоту чем-то заниматься сама мама. Да, да, именно она. Сама мама к концу нашей сессии пребывает в шоковом недоумении. Как же так? Она столько усилий прилагала к правильному досугу дочери, а обнаружилось, что источник всех заявленных проблем она сама.

И что делать, если ребенок не хочет учиться? Вы уже, наверное, догадались, что речь пойдёт о том, в каких случаях стоит помочь ребенку, а в каких доверить ему решение ситуации. Другими словами, поговорим о том, как привить любовь к учению (не важно, чему именно). Помните, в наше советское время в каждой школе красовался лозунг – «Учись учиться!»? На первый взгляд, довольно глупо звучит, но если чуть-чуть подумать, то смысл в этих словах есть, да ещё какой.

Начнём по порядку, с малышей. Купили родители ребёнку конструктор, ребёнок очень рад, сразу же начинает строить из кубиков свой первый шедевр. Тут в процесс вмешивается папа: «Подожди, не так, а вот так! Не ставь вниз меньший кубик, всё упадёт! Смотри как надо! Так у тебя ничего не выйдет!» и т.д., и т.п. Ребёнок смотрит разочаровано на кубики, на папу и с грустным лицом уходит смотреть мультики. Конструктор стоит и пылится, а родители удивляются, почему же ребенок не хочет строить башню? Знакомая ситуация?

Вот ещё одна, про детей постарше. Девочка второклассница приходит домой счастливая, показывает маме пятёрку по русскому языку. Мама смотрит в тетрадь и заявляет: «Пятёрка – конечно, хорошо… Но учительница явно завысила тебе оценку. Посмотри, какая вот здесь буква корявая, а вот эта вообще сползла со строчки». Девочка расстроена и подавлена, за уроки садиться не хочет. А мама продолжает свою нотацию: садись, делай домашнее задание! Ребенок нехотя садится за стол и начинает выводить буквы. Мама, как жандарм, наблюдает за каждым движением и комментирует в том же тоне: ну куда хвостик загнула, посмотри какая буква некрасивая и т.д. Как вы думаете, скоро надоест этому ребёнку школа? Это только одна ситуация, почему дети не хотят учиться в школе.

Если ребенок не хочет учиться - советы психолога

Ребенок не хочет учиться - советы психолога

Когда начинаешь прояснять ситуацию, родители начинают защищаться: Что же теперь, не контролировать? Не помогать? Конечно, помогать! Но вспомните, дорогие взрослые, как долго у вас самих не получалось красиво писать, чисто и правильно убраться, ловко забросить мяч в корзину?

Нам кажется, что мы-то всё сразу делали так, как надо, но это только кажется. Просто теперь эти дела нам кажутся простыми, и мы навязываем ребенку эту якобы простоту, а для ребенка пока это очень непростые вещи и ему становится еще труднее от наших комментариев типа: смотри, как это просто, а ты не можешь!

Как же правильно указывать на ошибки детям?
  1. Не стоит указывать на каждую ошибку.
  2. Ошибку обсудите тогда, когда всё дело будет завершено. Лучше, если вы обсудите ошибку на фоне общего одобрения. Например: ты здорово справился с этим заданием, только чуть-чуть вот здесь ошибся. Это не беда, в следующий раз ты уже будешь знать, как не попасть в ловушку этого правила и т.д.
  3. Дети часто лучше нас знают о своих ошибках, но относятся к ним спокойнее, чем мы. Они адекватно оценивают свои труды, ценят приобретенный опыт, а ошибки воспринимают как часть познавательного процесса. Усвоенные в самостоятельном анализе ошибки ребенок усваивает с первого раза, в отличие от тех, на которые взрослые постоянно указывают. Ребёнок знает, что в следующий раз у него получится гораздо лучше - и так оно и будет, если мы не помешаем своей разрушительной критикой и высмеиванием.

Многие родители и сами признают, что слишком придираются к ребенку и этим самым отбивают всякую охоту учиться. Никогда не забывайте, что процесс обучения даёт 4 результата:

  1. Знания, которые получит ребенок;
  2. Умение учиться, т.е. учить самого себя (самостоятельно находить нужную информацию, обpaбатывать и применять ее; составлять план работы; интегрировать знания из различных областей и т.д.)
  3. Эмоциональный след от занятий. Это либо уверенность, либо неуверенность; либо удовлетворение, либо разочарование. Не стоит говорить, как эмоциональный след повлияет на самооценку ребенка.
  4. Впечатление и опыт от ваших взаимоотношений с ним в процессе обучения. Здесь два варианта:
  1. остались довольны друг другом;
  2. накопили взаимные обиды и недовольства;

Как правило, родителей заботит только пункт №1: «Выучил? Понял?», тогда как остальные три пункта гораздо важнее… В следующих статьях мы разберем другие проблемы, почему ребенок не хочет учиться и как правильно хвалить ребенка, а я прошу вас прокомментировать эту статью и высказать своё мнение.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Быть мамой — это быть целым миром для маленького человека. Это невероятные ощущения. С одной стороны это вдохновение и счастье, с другой — колоссальная ответственность. Ответственность в первую очередь за себя, за свои чувства, за то, какие отношения я строю со своими детьми.
Виталина Скворцова-Охрицкая