Возрастные кризисы развития ребенка > ЧитаРики
ЧитаРики    

Возрастные кризисы развития ребенка


Возрастные кризисы развития ребенка

Как Вы думаете, детей какого возраста чаще приводят на консультацию к психологу? Конечно, в 3 года, в 7 лет и в 13-16 лет. Ничего мистического в этих цифрах нет, просто на этих жизненных рубежах обитают так называемые возрастные кризисы. Когда родители слышат слово «кризис», то либо пугаются, либо расстраиваются. Ни того, ни другого делать не стоит, потому что в данном случае кризис – полезное приобретение. Сегодня мы поговорим о кризисе трёхлеток.

Кризис 3-х лет чаще всего подкрадывается незаметно и «как снег на голову» валится на родителей. Ласковый, послушный и спокойный кроха превращается в капризного деспота. Родители пребывают в растерянности: Что делать? Как себя правильно вести? Стоит ли наказывать малыша и если наказывать, то как? Первое, что надо сделать – успокоиться и не паниковать! Кризис 3-х лет является самым ярким и самым изученным из всех кризисов. На эту тему можно найти тонны информации и советов. Мы остановимся на самом главном.

Кризис 3-х лет еще называют возрастом строптивости. Признаки этого кризиса называют «трудное семизвездие». Рассмотрим семь звездочек подробнее:

  1. Негативизм. Понятие негативизм, в данном случае означает стремление противоречить и делать всё наоборот. Кроха может чувствовать голод, но при этом будет отказываться кушать. Или ему хочется поиграть, но он начнет кидать в вас кубики и закатит истерику. Всё это он делает потому, что ему важно сделать не так как хочет взрослый человек (родитель, няня, бабушка). Негативизм отличается от простого непослушания. Ведь ребёнок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может вести себя по-другому. Отказываясь от взрослых предложений, просьб и ультиматумов, он защищает свою личность и доказывает всем, что у него есть своё полноценное «Я».
  2. Упрямство. Трёхлетний упрямец будет настаивать на своём чего бы ему это не стоило – будь то просьба или его мнение. Даже если ему не очень-то и нужно исполнение этого желания, он будет изо всех сил просить уступить ему. Упрямство в данном случае важно крохе для понимания того, что с ним тоже считаются и к его мнению тоже прислушиваются.
  3. Строптивость. В отличие от негативизма, строптивость – глобальный протест против принятого образа жизни и норм воспитания. Ребенок проявляет недовольство по любому поводу, угодить ему практически невозможно.
  4. Своеволие. Кроха делает и принимает только то, что он сам решил и задумал. Так ребенок пробует самостоятельность на вкус. И так как его задумки не соответствуют пока возможностям – конфликтов не избежать.
  5. Обесценивание. Очень ярко протекает процесс обесценивания, когда плохим становится всё, что раньше было хорошим. Любимая бабушка становится нехорошей, мама злой, игрушки надоевшими, книжки неинтересными и т.д. Малыш начинает ругаться, обзываться, ломать и крушить все на своем пути.
  6. Протест-бунт. Трёхлетка постоянно воюет со всеми, конфликтует, протестует и отказывается принимать условия взрослых.
  7. Деспотизм. Ребенок настойчиво диктует свои правила. Говорит чем его кормить, что оденет, а что нет; кому можно находиться в комнате, а кому необходимо покинуть её и сию же минуту; что делать маме, а что папе и бабушке и т.п. Если в семье есть еще дети, то деспотизм окрашивается еще и обостренной ревностью.

Вот эти семь пунктов и вводят в ступор родителей. На самом деле, все не так страшно как кажется. Негативное поведение – всего лишь обратная сторона позитивных приобретений ребенка. В период кризиса формируются такие важные черты личности, как настойчивость, упорство, лидерство, самостоятельность, гордость, сила воли, самолюбие и самодостаточность. Чем ярче протекает кризис, тем лучше «отpaбатываются» и осознаются эти качества новой личностью. Не нужно обижаться на ребенка за трудное семизвездие, ведь пока он имеет только такие средства взаимодействия с внешним миром. Они послужат ему какое-то время и уступят место новым, совершенно иным способам разрешения ситуации.

Не забывайте, что во время кризиса идет мощная внутренняя работа маленькой личности, которая приведет к значительным полезным сдвигам и изменениям. К концу кризиса, малыш приобретет новое ощущение и переосмысление фразы «Я сам». И если раньше на вопрос «Кто это?» ребенок отвечал: «Это Миша», то теперь он говорит «Это я». Так что, дорогие родители, рассматривайте период кризиса, как переломный момент в становлении личности вашего наследника.

Хочется обратить внимание тех родителей, которые «не прочувствовали» и не заметили кризис 3-х лет у своего малыша. Если ваш кризис где-то затерялся, и в 3.5 года никаких проявлений нет, то лучше обратитесь к детскому психологу. Вялое протекание кризиса или полное его отсутствие говорят о задержке развития аффективной и волевой сторон личности.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Быть мамой — это быть целым миром для маленького человека. Это невероятные ощущения. С одной стороны это вдохновение и счастье, с другой — колоссальная ответственность. Ответственность в первую очередь за себя, за свои чувства, за то, какие отношения я строю со своими детьми.
Виталина Скворцова-Охрицкая